Въ прежніе годы крѣпостнаго права, во время косовицы, къ помѣщикамъ, кромѣ своихъ, являлись наниматься въ косари и посторонніе крестьяне, въ одиночку и артелями. Между такими крестьянами къ отцу моему приходилъ нѣсколько лѣтъ сряду одинъ уроженецъ Ахтырскаго уѣзда, съ которымъ онъ любилъ иногда побалагурить. Однимъ лѣтомъ по окончаніи косьбы, косари расчитывались по обыкновенію; между ними былъ н Ахтырецъ, который, повидимому, остался очень доволенъ своимъ расчетомъ и выпивкой, составляющей необходимую принадлежность расчета, и былъ въ особенномъ расположеніи духа. Онъ подошелъ къ отцу и въ благодарность предложилъ ему посмотрѣть на его дивную силу сзывать змѣй. Отецъ согласился и взялъ меня съ собой; ми пошли втроемъ въ обширный садъ нашъ, гдѣ проходя по ясеневой аллеѣ, Ахтырецъ сломилъ густую вѣтку съ ясеня и выбравъ мѣсто на просторной полянѣ, поставилъ насъ въ срединѣ и обвелъ кругомъ насъ ясеневой вѣткой кругъ, положилъ ее на одномъ пунктѣ окружности, начерненнаго круга; потомъ ходя но этой окружности, сталъ посвистывать какимъ-то особеннымъ посвистомъ, оборачиваясь въ разныя стороны.
Вдругъ черезъ нѣсколько минутъ мы съ испугомъ увидѣли, что въ нашу сторону со всѣхъ концовъ сползаются змѣи: онѣ, однакожъ, не переходили за черту, проведенную сзывателемъ, который успокоивъ насъ, что змѣи насъ не осмѣлятся тронуть, самъ безбоязненно бралъ ихъ въ руки, ласкалъ ихъ всячески и какъ бы разговаривалъ съ ними, называлъ ихъ крестьянскими женскими именами н клалъ нѣкоторыхъ изъ нихъ себѣ "за пазуху"; потомъ опять вынималъ ихъ и спускалъ на землю. Наконецъ взялъ одну изъ нихъ н поласкалъ ее, проговорилъ: "Ну, Горпыно, идыжъ теперь и скажи своимъ подругамъ, щобъ симъ панамъ ни якой шкоды не робили". И, отдавъ ой такое приказаніе, пустилъ ее среди другихъ и затѣмъ велѣлъ имъ уходить, что онѣ и исполнили и немедленно опять расползлись во всѣ стороны. Потомъ обратясь къ намъ, онъ спросилъ съ еамодовольствіемъ: "А що, бачили якъ и гадюки мене слухають и послухають?"
И въ самомъ дѣлѣ: прежде у насъ во время грабовицы, т. е. уборки скошенной травы громадильщицами, (убирали его по обыкновенію женщины), не проходило ни однаго лѣта, чтобы змѣи не укусили нѣсколькихъ работпнцъ; но съ этого случая въ теченіи четырехъ пли пяти лѣтъ у насъ не встрѣчалось болѣе ни однаго случая укушенія змѣею.
Я присталъ къ этому сзывателю змѣй и просилъ его, поддержанный моимъ отцомъ, открыть мнѣ свой секретъ; но онъ, не смотря па всѣ посулы съ нашей стороны, упорно отказался, увѣряя, что не имѣетъ права его открыть. Онъ сдѣлалъ, впрочемъ, мнѣ маленькую уступку, на мон усильныя, но безрезультатныя, просьбы, - открывъ мнѣ особенное вліяніе ясеня па змѣй вообще: такъ что если ползущую змѣю покрыть свѣжею вѣткой съ ясеня, то можно заставить ее свернуться въ спиральное кольцо и она будетъ оставаться неподвижной, пока вѣтка будетъ лежать надъ ней, и поползетъ только, когда вѣтка съ нея снимется. Это мнѣ случалось испытывать самому нѣсколько разъ. Эта способность человѣка сзывать змѣй и командовать ими была до того поразительна тогда для меня, что еслибъ я не былъ самъ очевидцемъ, и въ нѣкоторой степени участникомъ, то никогда бы не повѣрилъ пнчему подобному. Но впослѣдствіи, начитавшись разныхъ путешествій но Индіи н въ особенности Рада-Бай, показавшихъ намъ столько удиивительныхъ, почти невѣроятнымъ вещей о продѣлкахъ н искусствѣ нѣкоторыхъ браминовъ н факировъ, я пересталъ уже удивляться описанному сзыванію змѣй простымъ мужикомъ, хотя для меня и остался секретомъ самый способъ созывянія ихъ.
======
Описанный здѣсь случай сзыванія змѣй имѣлъ мѣсто въ с. Граково, Валковскаго уезда и переданъ намъ сначала устно, а потомъ письменно бывшимъ тамошнимъ землевладѣльцемъ Н. И. Заруднымъ. Что наши знахари владѣютъ секретомі скликать змѣй, объ этомъ сообщалось не разъ печатно, хотя, кажется, никто не указалъ въ точности самого средства, къ которому прибѣгаютъ знахари для вызыванія змѣй изъ ихъ убѣжищъ. Что касается воздѣйствія ясени на змѣй, какъ средства приводящаго ихъ въ оцѣпенепіе, то оно было извѣстно ранѣе. Въ періодическомъ изданіи ,,Иллюстрація", выходившемъ въ сороковыхъ годахъ, помѣщенъ рисунокъ незабвеннаго Т. Г. Шевченка, представляющій малорусскаго знахаря, окруженнаго вызванными имъ змѣями, которыхъ онъ беретъ голыми руками. Въ замѣткѣ по поводу этого рисунка, вѣроятно, написанной самимъ же Тарасомъ Григорьевичемъ сообшается, что знахари, для совершенія своихъ фокусовъ со змѣями, предварительно натираютъ свои руки и тѣло сокомъ ясеневаго дерева.
Источник.