dralexandra (dralexandra) wrote,
dralexandra
dralexandra

НАРОДНЫЯ КОЛЫБЕЛЬНЫЯ ПѢСНИ ХАРЬКОВСКОЙ ГУБЕРНІИ

Эта отрасль народной поэзіи совершенно игнорируется у насъ, между тѣмъ она имѣетъ несомнѣнный интересъ и значеніе въ томъ отношеніи, что соприкасается съ самой интимной стороной крестьянской жизни. А это ужъ важно потому, что крестьянинъ, особенно малороссъ, только лишь въ кругу своей семьи и близкихъ людей, въ своей интимной жизни, является такимъ и тѣмъ, что онъ представляетъ собою въ дѣйствительности; здѣсь онъ является самимъ собою - крестьяниномъ. Если кто желаетъ изучить и понять крестьянскую душу и жизнь вообще, тотъ долженъ наблюдать ее въ интимныхъ отношеніяхъ и проявленіяхъ ея; кто незнакомъ съ этой стороной народной жизни - тотъ не знаетъ и крестьянина. Колыбельная поэзія, если можно такъ выразиться, потому именно представляетъ интересъ, что характеризуетъ отношеніе народа къ такому важному явленію (въ жизни вообще), какъ дитя.

Культурные люди, наблюдая обращеніе крестьянъ съ дѣтьми, зачастую выводятъ заключеніе, что они не любятъ дѣтей и что всякій крестьянинъ болѣе дорожптъ своей лошадью, чѣмъ ребенкомъ, что при пропажѣ ея онъ больше убивается, чѣмъ при смерти послѣдняго. Вполнѣ справедливая оцѣнка извѣстнаго явленія возможна лишь тогда, когда наблюдающій его человѣкъ поставитъ себя въ тѣже условія, въ какихъ оно само находится. Многое въ народѣ, что поражаетъ насъ, было-бы намъ болѣе понятнымъ и не такимъ ужаснымъ, если-бы мы ближе и глубже знали народъ, а не по однѣмъ только книжкамъ. Если-бы кто нибудь изъ удивляющихся культурныхъ людей хотя на короткое время попробовалъ, что называется, влѣзть въ мужицкую шкуру, то легко убѣдился бы, что надо еще удивляться, какъ мало грубъ крестьянинъ при той невозможной обстановкѣ жизни и хозяйства, въ которую онъ поставленъ неумолимой силою существующихъ экономическихъ отношеній: невѣжество, "темнота", изъ году въ годъ, - изо для въ день недоѣданье и недосыпанье, а ко всему этому если прибавить каторжный трудъ (въ полномъ смыслѣ слова — это не преувеличенье - кто наблюдалъ тотъ знаетъ это), — трудъ черезъ силу, истощающій донельзя организмъ и потому доводящій нервную систему до высшей степени напряженія и не дающій зачастую нравственнаго удовлетворенія - вотъ необходимый аттрибутъ крестьянской жизни, вотъ тѣ условія, въ которыхъ приходится жить и дѣйствовать крестьянину, благодаря чему онъ столь необыкновенно нервозенъ, и каждое повидимому пустяшное явленіе вызываетъ совсѣмъ несоотвѣтствующіе по своей силѣ рефлексы; тяжелыя экономическія условія, къ несчастію ухудшающіяся съ каждымъ годомъ, (на что ужъ обратила вниманіе статистика, а съ ней земство и правительство), отзываются крайне неблагопріятно и на народной психологіи и даютъ въ результатѣ подъ часъ самыя уродливыя ея проявленія.

Эта разстроенность мужицкой души, если можно такъ выразиться, идущая рядомъ или, вѣрнѣе, вызываемая разстройствомъ народнаго хозяйства, конечно отзывается на всемъ, съ чѣмъ только приходится соприкасаться крестьянину, - не могла она само собою не отразиться и на семейныхъ отношеніяхъ крестьянина, куда внесена ею или точнѣе неприглядными условіями, масса раздраженія, зачастую невольнаго и принимающаго подъ часъ грубыя формы, даже и но отношенію къ дѣтямъ; но выводить отсюда нелюбовь крестьянина къ нимъ - по меньшей мѣрѣ легкомысленно. Подъ часъ, правда, можно наблюдать (повидимому) равнодушное отношеніе крестьянина къ смерти ребенка - но это не значитъ, что онъ нестрадаетъ - ему просто некогда страдать и убиваться, завтра же могутъ голодать остальныя дѣти, если онъ сейчасъ не оставитъ все и не возьмется за работу. Притомъ народная жизнь какъ-то такъ неумолимо складывается, что приходится волей-неволей мириться со всякимъ горемъ и научиться ограничиваться лишь простымъ констатированьемъ его: умеръ ребенокъ, значитъ такъ нужно, "На то Божья воля - рукъ не подложишь"! "Живому надо думать про живое" - вотъ обыкновенная философія крестьянъ при исякомъ несчастьи; философія, выработанная вѣковой привычкой переносить и мириться по-неволѣ со всякими невзгодами, научивши его лишь констатировать свое несчастье. При пропажѣ лошади у крестьянина иногда можно услышать "коли ребенокъ умретъ, черезъ девять мѣсяцевъ другой будетъ, а вотъ лошадь-то кои вѣки соберешься снова купить." Эта, повидимому, циничная и даже ужасная фраза -только поввидимому такова, - если мы серьезнѣе вдумаемся въ нее и въ жизнь мужицкую. Если и говорятъ такъ крестьяне, то это вовсе пе значитъ, что онъ не любитъ дѣтей. Отъ лошади зависитъ, на ней построена вся жизнь и благосостояніе цѣлой семьи, а при гибели ея должна усиленно работать и надрываться зачатую непосильнымъ трудомъ вся семья и при томъ иногда продолжительное время, и почти нѣсколько лѣтъ, чтобы снова собраться на хозяйство и обзавестись скотиной, - безъ которой "какъ безъ рукъ" - говорятъ крестъяне, - въ данномъ случаѣ примѣнимы слова, которыя можно часто услышать въ крестьянской жизни "не я говорю - а горе мое" и конечно не будь этого всеподавляющаго "горя", крестьянинъ, само собою разумѣется, не сказалъ би этого. Да, наконецъ, уже въ силу условій самихъ народной жизни крестьянскій ребенокъ долженъ быть (да оно такъ и есть) болѣе любимъ и цѣнимъ, какъ человѣкъ, въ своей семьѣ, чѣмъ ребенокъ въ культурной средѣ: съ каждымъ годомъ, съ каждымъ днемъ возраста крестьянскаго ребенка увеличивается прогрессивно и польза, приносимая имъ семьѣ; между тѣмъ въ культурной семьѣ, (я не говорю, конечно, объ исключеніяхъ), періодъ подрастанія дѣтей - является періодомъ всяческихъ оховъ и аховъ папенекъ и маменекъ; дѣти и здѣсь за-частую являются лишнимъ бременемъ, обузой, вносящей лишь раздоръ и разладъ въ семейную жизнь, доводя родителей подъ часъ до высшей степени раздраженія, недовольства собой.

Что народъ любитъ и цѣнитъ дѣтей - это ужъ доказывается тѣмъ, что онъ создалъ и посвятилъ имъ цѣлую особую поэзію, не говоря ужь о томъ, напримѣръ, какъ любовно всегда народъ относится къ "сироткамъ", воспѣваемымъ во многихъ пѣсняхъ.

Мнѣ случайно удалось записать колыбельныя пѣсни, поющіяся въ одной деревушкѣ Харьковской губ. Сумскаго уѣзда. Само собою разумѣется, что я далекъ отъ той мысли, чтобы это были всѣ пѣсни этого рода, обращающіяся въ народѣ, - ихъ несомнѣнно есть еще много, - но хочу подѣлиться съ читателями и тѣмъ немногимъ, что имѣю; чѣмъ богатъ, тѣмъ и радъ: быть можетъ кто нибудь дополнитъ ими свои записи, а то (кто нибудь) и пожелаетъ подѣлиться со мной тѣмъ, что у него есть (черезъ редакцію), - во всякомъ же случаѣ не безинтересно будетъ всякому просмотрѣть тѣ пѣсенки, подъ звуки которыхъ засыпаютъ и выростаютъ милліоны нашего простаго люда.

Колыбельная народная пѣсня довольно удачно приспособлена къ дѣтскому возрасту и пониманію; сюжетомъ ея служатъ конечно предметы, могущіе заинтересовать ребенка и потому напр. "киця", неразлучный другъ дѣтей, играетъ важную роль во многихъ пѣсняхъ, - на ней онѣ построены, - при чемъ, конечно, въ каждой пѣсенкѣ варіируются дѣйствія, мысли и слова "кици".

"Киця", "котыкъ", "гулі" (голуби), "шпакъ" и прочіе герои пѣсни служатъ такъ сказать завязкой для нихъ и подъ ихъ прикрытіемъ подъ-часъ трактуются и критикуются разные предметы окружающей жизни, - зачастую герои эти должны сослужить какую нибудь службу малюткѣ, надъ которымъ поется пѣсня, или охранять его спокойствіе и т. д.
Вотъ пѣсни, гдѣ дѣйствующимъ лицомъ является "киця"-"котыкъ".

1.
Ой кицю, кицю
Неходы по водыцю,
Упадешь у крыныцю.
Пишла киця поводу
Тай упала у воду.
Кричитъ киця, репетуе,
Нихто кицю не рятуе.

Пишовъ котокъ рятувать
Та за ушко вытягать.
Тай піймавъ кицю за ухо
Тай вытягъ на сухо.—
Оттутъ киця обсушись,
Оттутъ киця обтрусысь,
Тай будь весела.
Тай поидемъ до села,
Де горилка дешева.
Выоремъ нивку,
Посіемъ матерынку.
Неуродила матерынка,
Та вродывъ лопушокъ,—
Та пошіемъ кожушокъ,
Та зъ кици знимемъ,
Та (Платончика) вкрыемъ,
Щобъ тепленько було спать.

2.
Ой ну люли, люли,
Ой ну, коту, котусю,
Займи нашу телусю,
Та пожены на пашу,
На паньську толоку,
Тамъ травыци побока,
Тамъ травыця и вода,
Тамъ дивчина молода
Сыдыть биля виконця:
Що выведе нытку,
То пошые свытку,
Що выведе пивтора,
То пошіе рукава.

3.
Ой ну китъ-воркитъ
На виконце скикъ -
А зъ виконця на тынокъ,
А зъ тыночка у садокъ,
Та нарвемо ягидокъ,
Та напечемъ паляныць
Та нагодуемъ молодыць.
Ой, вы, молодыци
Йижте паляныци.
А полови дочки
Йижте ягидочки.

4.
Ой люли, люди,
Ой баю, баю,
Ой, ну, коту-коту нашъ
Чи ты вміешь "отче пашъ",
А я вмію лучче васъ,
Бо я въ попа ночувавъ
"Отче нашу" переймавъ,

5.
Ой люли, люли,
Ой, ну, кицю моруга,
Ходы до насъ и друга,
До нашои хаты
Колыхаты дытяты;
А у насъ хата тепленька,
Дытына маленька
И спаточки раденька.

6.
Ой люли, люли,
Ой котику сирый,
Та выметы сины
А ты, кишко, вымый ложки —
Погуляешь трошки.

7.
Ой, люли, люли,
Котыкови дули
А (Платончнку) калачи
Щобъ спавъ и въ день и въ ночи
У ночи на печи, а въ ранци на лавци,
А въ день у колысци.

8.
Ой люли, котына,
Засны мала дытына,
Ой. ты спы, росты,
У Бога счастя просы
А Богъ тоби счастя дасть
И здоровья дасть
И добрую годыну
Для малои дытыны
У ручкы и нижкы
И въ головку тришки.
Пошлы ему. Боже, сонъ,
Щобъ головка не болила,
А серденько не щемило,
Щобъ дитя спало,
Спало не плакало,
Росло не болило
И спаты хотило.

Только что приведенная пѣсня какъ то особенно хороша и она рѣзко выдѣляется по своему содержанію, - въ ней столько любви, ласки, нѣжной прелести и вмѣстѣ съ тѣмъ жизненной правды, что лучшее что-нибудь въ этомъ родѣ пѣсень трудно себѣ и представать - она вполнѣ соотвѣтствуетъ или, вѣрнѣе, вытекаетъ изъ склада народной жизни; эта простенькая, незатѣйливая пѣсенька, безъ преувеличенія можно сказать, представляетъ собою цѣлую философію крестьянской жпзнп. Пожеланья, высказанныя въ этой пѣснѣ, какъ нельзя болѣе подходятъ къ той суровой жизни, которая ждетъ крестьянскаго малютку впереди.

Въ самомъ дѣлѣ, чего желаетъ крестьянка-мать, когда убаюкиваетъ своего ребенка подъ звука этой пѣсни? Прежде всего разумѣется, она желаетъ ему "счастья" вообще, которое такъ заманчиво для всѣхъ смертныхъ. Затѣмъ, она больше всего желаетъ ему "здоровья" и "добрую годыну" и притомъ, что особенно и характерно - "у ручкы и нижкы и въ головку тришки".
Физическое здоровье - это такое благо, которое конечно всякому дорого, но въ крестьянской средѣ оно имѣетъ особенное значеніе: въ то время, какъ интеллигентный человѣкъ н при плохомъ здоровьи можетъ зарабатывать себѣ кусокъ хлѣба и во всякихъ случаяхъ перебиваться, хоть кое какъ, - крестьянинъ, лишаясь здоровья, лишается всего - безъ физическаго здоровья - онъ нуль въ хозяйствѣ, а слѣдовательно, и въ жизни деревенской, построенной исключительно на физическомъ трудѣ; разъ онъ заболѣлъ серьезно, а нанять не зачто кого-нибудь, вмѣсто себя или нѣтъ никого больше въ семьѣ - хозяйство разоряется,-"безъ хозяина товаръ плаче" говоритъ народъ - опускается по немногу и самъ крестьянинъ и семья доходитъ до нищенства, до голода, - поправляется хозяинъ, и все постепенно снова приходитъ въ прежній видъ, физическое здоровье - это главное условіе, основа, безъ которой немыслима крестьянская жизнь, покоящаяся лишь на мозоляхъ "ручекъ" и "ножекъ" ея представителей, - въ этихъ послѣднихъ вся суть, и потому имъ въ пѣснѣ отводится первое мѣсто и больше значенія, чѣмъ "головці", для которой нужно только "тришки", - такъ какъ будучи заваленъ изо дня въ день, отъ утра до ночи тяжелой физической работой - крестьянинъ не имѣетъ ни времени, пи возможности заниматься умственнымъ трудомъ, - который требуетъ и спокойствія, и возможешь лишь при нѣкоторой матеріальной обезпеченности, доставляющей досугъ, вообще при условіяхъ, которыхъ нѣтъ у крестьянина, да онъ и думать о нихъ пока не можетъ, при теперешней экономической неурядицѣ, которая царитъ въ народномъ хозяйствѣ, да еще и при настоящемъ состояніи дѣла народнаго образованія. Наконецъ, мать желаетъ ребенку, чтобы у него "головка не болила", а "серденько не щемило" Она по себѣ знаетъ, какъ много въ жизни достается сердцу и сколько есть обстоятельствъ, заставляющихъ его "щемить". Зная по опыту всю неприглядность жизни, которая ждетъ ея малютку, она такъ нѣжно желаетъ, чтобы хотя теперь, въ невинно-беззаботномъ дѣтскому возрастѣ, сердце его было спокойно и "не щемило" - успѣетъ, молъ, еще настрадаться въ волюшку.

"Щобъ росло не болило" желаетъ мать въ заключеніе,— желанье это конечно естественное и понятное для всякой матери; дѣтскій возрастъ вообще очень опасенъ, такъ какъ слабый, неокрѣпшій организмъ въ то время плохо выдерживаетъ борьбу съ неблагопріятными условіями жизни, но въ крестьянской жизни возрастъ этотъ еще болѣе опасенъ, чѣмъ, гдѣ бы то то ни было: плохое питанье (какъ напр., соска изъ чернаго хлѣба), отсутствіе надлежащей одежды, плохая, а подъ часъ просто отвратительная, гигіеническая обстановка, - отсутствіе надлежащаго присмотра, особенно лѣтомъ въ рабочую пору, когда родители волей-неволей должны оставлять дѣтей кому либо чужому, а то и просто на произволъ судьбы, невѣжество родителей, - все это ставитъ крестьянскаго ребенка сразу въ незавидныя условія и создаетъ для него на каждомъ шагу массу опасностей, - результатомъ чего и является страшная смертность среди крестьянскихъ дѣтей въ возрастѣ отъ 1 года до 5 лѣтъ, въ чемъ нетрудно убѣдиться, взявъ вѣдомость объ умершихъ въ любомъ деревенскомъ приходѣ. Если; не смотря на всѣ невзгоды, дитя выдержитъ и переживетъ благополучно извѣстный періодъ,— то можно быть увѣреннымъ, что онъ окрѣпнетъ еще болѣе и будетъ долго жить, если не случится съ нимъ чего-либо экстра-ординарнаго. При томъ же, при болѣзни въ деревнѣ, всякій чувствуетъ себя вполнѣ безпомощнымъ и беззащитнымъ при настоящемъ состояніи организаціи пашей народной медицины; положеніе крестьянскаго населенія во время эпидемическихъ болѣзней еще болѣе тяжелое и подъ-часъ просто отчаянное, что всякому извѣстно, кто наблюдалъ въ деревнѣ, положимъ, хотя би эпидемію дифтерита, убивающаго ежегодно многія тысячи дѣтей.

Перейдемъ къ остальнымъ пѣснямъ.

Вотъ послѣдняя пѣсенка съ "котыкомъ", въ которой ему приходится уже и пострадать немного отъ одной нехорошей и недоброй дѣвочки.

9.
Ой люли, люли,
Одна була хустына,
Тай ту украла дивчина,
На куклы подрала,
Куколъ наробыла,
Дивчатъ подразныла,
Куклы въ пичи попалыла
И котыку головку набыла.

Затѣмъ, голубь всегда былъ символомъ любви. Народъ съ какою то особенной нѣжностью всегда окружаетъ его, воспѣваетъ въ пѣсняхъ, и прибавленье къ чьему впбудь имени "голубь" или "голубка" свидѣтельствуетъ о высшей степени расположенія и любви къ человѣку.

Колыбельныя пѣсни, въ которыя вложено народомъ столько любви и ласки, конечно, не могли не вспомнить и о голубѣ, и вотъ на сцену являются "гули".

10.
Ой люли, люли,
Прылетилы гули
Тай силы на люлю,
А вы гули не гудить,
Та по хати не ходить
(Платончика) не збудить,—
У насъ хата маленька
И дытына маленька,
Вона спаточки раденька.

А вотъ мать хочетъ убаюкать дитя разсказомъ о дроздѣ въ красныхъ сапогахъ.

11.
Ой летивъ шпакъ
Черезъ макъ
Тай сивъ на воротяхъ.
Въ червоныхъ чоботяхъ;
Треба зъ его чоботы зняты
Та (Платонові) даты,
Щобъ пишовъ винъ гуляты,
Калыну ламаты,
На дорожку складаты,
А зъ дорожки на возокъ,
А зъ возочка на торжокъ.

Въ слѣдующей пѣснѣ описывается обычный въ деревнѣ случай, съ примѣсью юмора, такъ свойственнаго малороссамъ.

12.
Ой люли, люли,
Воритечки рипъ-рипъ,
А (Платончикъ) спыть.
Вориточкы впалы.
Телятъ полякалы,
Телята ревнулы
Собакы брехнулы;
А люди почулы
Та попу сказалы,
А пипъ упавъ зъ полу,
Выбывъ соби ногу,
А поподя зъ грубы
Та выбыла груды,
А дякъ зъ печи
Выбывъ соби плечи,
А дячиха съ хижки,
Погубыла книжки.

Обыкновенная дѣтская пѣсенка.

13.
Ой люли, люли,
Ой баю, баю,
Ой люли, люлички,
Шелкови вирвечки,
Малевани быльця
Сребни колокильця.
Ходимъ до Кирильця,
Що Кирнлко поробляе,
Черевыки починяе,
Та писемця пыше
(Платончнка) колыше.
Ой люли, люли.

А вотъ, наконецъ, двѣ пѣсенки, въ которыхъ отражаются историческія традиціи и воспоминанія малороссовъ о казакахъ, татарахъ и проч.; такимъ образомъ, еще лежа въ люлькѣ, ребенокъ слышитъ въ устахъ матери отголоски исторіи своего края.

14.
Ой люли, люли,
Бижыть коныкъ,
Трава дрижжыть,
Пидъ коныкомъ
Козакъ лежыть,
И поцюканый и порубаный;
Везы мене коню,
По пидъ слободою,
Калыновымъ мостомъ
До дивчины просто.
А въ дивчины Гапки
Смоляные лавки.
Якъ сивъ прикипивъ
И вечерять несхотивъ;
Одъ сонечка погоривъ.
Одъ витречка почорнивъ.

15.
Ой на гори лобода,
Тамъ ходила удова,
Хороша й молода.
А за нею тотары,
Гидки, бридки, погани
Хочутъ вдову зарубать,
Соби мале дитя взять.
Добигае до двора.
Батько каже не моя —
Лыха годына моя!

Вотъ все, чѣмъ я располагаю въ данное время и чѣмъ хотѣлъ подѣлиться съ читателемъ. Все это, конечно, очень незатѣйливо, хотя и очень мило подъ-часъ, да не взыщетъ читатель, — "чѣмъ богатъ, тѣмъ и радъ". *).

==============================
*) Авторъ этотъ статьи не спеціалистъ, а любитель народной поэзіи. Печатая ее, редакція отдастъ тѣмъ дань уваженія той искренней любви автора к народу, которая проглядываетъ въ каждомъ словѣ. Авторъ представляетъ собою поучительный примѣръ человѣка, окончившаго университетъ, и не только не порвавшаго связей сь народомъ, но не боявшагося лѣтом мужиц-кимъ земледѣльческимъ трудомъ зарабатывать средства для прохожденія , зимою университетскаго курса. Ред.

Источник: Харьковский сборник за 1888 год. С. 189 - 196.

Tags: история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Hang & Metallica

    Некто Брэндон Майлз пишет в комментариях (на английском) "Не знаю почему, но я не ожидал, что она будет петь, и когда она начала, меня это просто…

  • Мы в Европу идём или в Азию?

    В Украине запретили функционирование 426 сайтов, среди которых ряд российских и украинских средств массовой информации, ресурсы о криптовалютах, а…

  • Кругом враги!

    Путин выступил на коллегии ФСБ Главные тезисы из выступления: Уровень глобальных вызовов — таких, как терроризм, трансграничная преступность,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 634 comments

Recent Posts from This Journal

  • Hang & Metallica

    Некто Брэндон Майлз пишет в комментариях (на английском) "Не знаю почему, но я не ожидал, что она будет петь, и когда она начала, меня это просто…

  • Мы в Европу идём или в Азию?

    В Украине запретили функционирование 426 сайтов, среди которых ряд российских и украинских средств массовой информации, ресурсы о криптовалютах, а…

  • Кругом враги!

    Путин выступил на коллегии ФСБ Главные тезисы из выступления: Уровень глобальных вызовов — таких, как терроризм, трансграничная преступность,…