Альманах и его издатели подверглись преследованиям местных церковных и светских властей. Из 1000 напечатанных экземпляров "Русалки Днестровой" 800 конфисковала львовская полиция. Остальные 200 попрятали и подпольно читали в среде галицкой интеллигенции.
Похоже, в те времена Австрийская (тогда ещё не Австро-Венгерская) империя была куда менее либеральна, чем Российская. :-)
Альманах издала "русская троица", и речь в нём идёт о Руси и русском народе, а Украиной именуется только Приднепровье. Из этого и других аналогичных фактов современные российские публицисты делают вывод, что галичане считали себя русскими буквально, в современном смысле этого слова. Благодарные читатели им верят. Но почему бы не открыть и не почитать, в меру способностей, саму книгу?
"Нарід Руский оден з головних поколѣнь Славяиньских, в серединѣ меж ними, роскладаєся по хлѣбородних окрестностьох з поза гір Бескидких за Дон. Він най щирше задержєф у своѣх поведѣнках, пѣсньох, обрядах, казках, прислівйох все, що єму передвѣцькі дѣди спадком лишили; а коли другіѣ племена Славлян тяглими загонами лютих чужоплеменників печалені бували, и чясто питетна власть рѣками крьви теряних чяд пересякала, коли на послѣдок схилили вязи під окови зелѣзні и лишилися самостоянства, Русь заступлена була Бескидами, що ся на низу ланцами повязали, и огорнена густими и великими рѣками, що як сестрицѣ почѣпляли-ся за руки.
Горияк ведити, рѣки як сяни, Славлянщина вколо Бѣлим-богом стерегли сѣдий передвѣк, злучали Русинів и серед нападів вражих були засѣком народа, не-чѣм ѣх так чясто в пѣсньох поминают и величяют. — Святая Русь була селом райских птиць и дивів; ясні небеса одѣвали ю чистою опанчею, мір віддихаф любовію — Рускій нарід буф великим и величаним, порозумѣф обняф природу, чтиф и до серця ю пригортаф, и буф мири гаразд и любовь взаѣмна. Сюда належят небиличні и обрядні пѣснѣ.
Хрест на землю Руску невнесено напрасно, и хочь мѣсто храмів звелися торонкіѣ церкви, священники спѣвали службу божую бесѣдою власною народа, не гороѣжилися, не ставилися панами, лише перед сотнями лѣт, як ще й днеська жили з мірянами мов отец з дѣтьми, були ѣм другами, подѣляли смуток и радість під ѣх низкими стрѣхами. Не було, хтоби забераф давніѣ поведѣнки, и затираф з молоком виссані чувства; проповѣдачи витереблаючи боганьство, не перли чужоѣ души в нарід. Руский нарід правоє свѣтло вняф в серца колокучі, а окрашаючи єго поверхноє лице влюбленими красотами, не запорчяф єго внутренноѣ чистоти цѣло." и т. д.