dralexandra (dralexandra) wrote,
dralexandra
dralexandra

Category:

Привет ЕГЭ и ВНО из 1982-го

Что такое ЕГЭ, наверно, знают все читатели, а для россиян расшифрую, что ВНО - Внешнее независимое оценивание знаний выпускников школ Украины. ВНО введёно чуть раньше, чем ЕГЭ, в 2007-м, но использовалось поначалу только для поступления в вузы. В последние годы ВНО стало обязательным и для школьной аттестации по некоторым предметам. Независимо от предназначения, ЕГЭ и ВНО похожи в том, что они проводятся, в основном, по технологии тестирования. Причем, преобладают задания закрытого типа, когда ученик должен выбрать один из готовых вариантов ответа.
Случайно наткнулась в сети на фрагмент фильма "Просто ужас!", снятого на Одесской киностудии в 1982-м. Совсем его не помню. Наверно, пропустила в детстве: я и тогда не особо любила смотреть телевизор.



И смешно и грустно...

Трудно не согласиться с тем, что тестирование по литературе - полная профанация. Да и по точным или прикладным наукам это неплохой инструмент текущего контроля знаний (я сама его использую), но для итогового экзамена, когда надо выяснить, чему же ученики научились, оно малопригодно.
Кроме того, есть у ЕГЭ и ВНО одна особенность, о которой далеко не все знают. При их проведении используется рейтинговая шкала оценки знаний. То есть, те, кто ответил на вопросы лучше всех, получают максимальный балл. Независимо от того, сколько процентов заданий они решили. Те единицы, что вырвались далеко вперёд, тоже получают максимальный бал. В результате получается кривая т. н. нормального распределения набранных баллов. Вроде такой:


Но она никак не отражает реальный уровень знаний! То есть, участники ЕГЭ или ВНО могут год от года всё хуже знать соответствующий предмет, тем не менее, лучшие будут получать максимальный балл, а остальные нормально распределяться за ними...

А преподаватели вузов, особенно гуманитарии, потом недоумевают и возмущаются:

"— Первокурсники журфака [МГУ] только что написали проверочный диктант по русскому языку. Подтвердили ли они оценки, с которыми поступали?

— Установочные диктанты для выявления уровня знаний первокурсников мы пишем каждый год. Обычно с ними не справляются 3—4 человека. Но результаты этого года оказались чудовищными. Из 229 первокурсников на страницу текста сделали 8 и меньше ошибок лишь 18%. Остальные 82%, включая 15 стобалльников ЕГЭ, сделали в среднем по 24—25 ошибок. Практически в каждом слове по 3—4 ошибки, искажающие его смысл до неузнаваемости. Понять многие слова просто невозможно. Фактически это и не слова, а их условное воспроизведение.

— То есть?

— Ну что такое, например, по-вашему, рыца? Рыться. Или, скажем, поциэнт (пациент), удастса (удастся), врочи (врачи), нез наю (не знаю), генирал, через-чюр, оррестовать. Причем все это перлы студентов из сильных 101-й и 102-й групп газетного отделения. Так сказать, элита. А между тем 10% написанных ими в диктанте слов таковыми не являются. Это скорее наскальные знаки, чем письмо. Знаете, я 20 лет даю диктанты, но такого никогда не видела. Храню все диктанты как вещдок. По сути дела, в этом году мы набрали инопланетян."


И это 2009 год. С тех пор всё стало ещё печальнее...

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments

Recent Posts from This Journal