dralexandra (dralexandra) wrote,
dralexandra
dralexandra

Category:

"Новые факты из истории заселения Слободской Украины"

Скорее всего, я никогда не увидела бы приведенную ниже статью, если бы маршрут ПВД в прошлые выходные не оказался случайно проложен через село Молодовая.
На то, что село нетипичное для наших мест, все обратили внимание, пройдя по его улице метров сто. Обычно ведь здешние более-менее благополучные сёла выглядят как-то так:



Посадить простенькие цветочки перед двором и крыльцом - обязательное дело, а "якщо є час та натхнення" - то и что-нибудь особенное надо вырастить.



Ну и, конечно - яблони, груши, черешни, вишни и т. д. вокруг дома. Для тени можно ещё берёзу, липу или ель посадить. Но лучше - орех: и с тенью всё в порядке, и мешок орехов есть. :-)

Здешние жители явно не таковы: цветов нет совсем, а плодовые деревья - редкость. Разные лиственные деревья на подворьях, правда, растут.
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


Я предположила, что это - русское село.
Общение с жителями Молодовой подтвердило догадку: они говорили по-русски, и явно не так, как говорят выучившие русский украинцы. Хотя и нельзя сказать, что это - следы южного наречия русского языка, которые явно заметны, например, у жителей Берестовеньки.

В центре села - традиционный мемориал воинам Красной Армии, погибшим в боях за него, и односельчанам, не вернувшимся с войны.





[Больше 170 человек...]









Почти все фамилии - русские.
Ещё по дороге в Харьков, когда появился 3G, я поинтересовалась историей этого села. Оказалось, что оно основано... в 1635 году. По крайней мере, так пишут в Википедии. В украинской версии написано намного больше, но время основания указано то же самое.
На Харьковщине таких старых сёл совсем немного, сам Харьков основан лет на 15 позже, поэтому дома я ещё немного покопалась в интернете и нашла очень интересную, на мой взгляд, статью. Которую и предлагаю вниманию читателей.













Могу себе представить удивление автора, когда он понял, что видел. Захоронения в виде прямоугольной в плане ямы с перекрытием на заплечиках в наших местах находили до сих пор только в скифских курганах, которым 2,5 тысячи лет.
По большому счёту он, скорее всего, прав: традицию заложили представители какого-то неславянского народа, пошедшие на службу к московскому царю. Вполне возможно - одни из последних осколков этого народа.
То, что "в истории Слободской Украины остался без рассмотрения интереснейший пласт этнической составляющей заселения данной территории" - некоторое преувеличение.

Скажем, А.И. Ригельман (1720 — 23 октября 1789) — русский военный инженер, инженер-генерал-майор, историк написал в 1786-м году объёмистую книгу "Летописное повествование о Малой России и её народе и казаках вообще, отколь и из какого народа оные происхождение своё имеют, и по каким случаям они ныне при своих местах обитают, как то: Черкасские или Малороссийские и Запорожские, а от них уже Донские и от сих Яицкие, что ныне Уральские, Гребенские, Сибирские, Волгские, Терские, Некрасовские и пр. казаки, как равно и Слободские полки".

В ней он, помимо всего прочего, рассказывает:
О Чугуевском козацком полку

"При оных же местах, между городов Изюма, Харькова и Острогожска, при городе Чугуеве, состоящем возле самой реки Северного Донца, находится козачий Чугуевский полк, из новокрещенных калмыков, который от время государя Петра Великого, бывшим тогда на Дону и на Воронеже, генералом-адмиралом, графом Федором Матвеевичем Апраксиным, по присланному к нему, по указу его величества, Петра Великого, с 1715 года, марта 18 дня, от канцлера, графа Гаврила Ивановича Головкина, сообщению, призванный в службу его царского величества и бывший под Азовом Мунтянский полковник Гиня, с четырьмя ротмистрами, одним поручиком и с товариществом своим, за мирным с турками постановлением, в Азовский тогда губернии, при городе оном, Чугуеве, поселен и потому чугуевскими козаками наименованы, так как между прочим об них напоминает состоявшийся, по именному его величества повелению в 1720 году, января 7 дня, из Правительствующего Сената указ о приготовлении войскам на войну, и именует их точно Чугуевскими козаками. Ныне ж они, по давнему своему там пребыванию, уже все стали быть крещенные, и за храбрые их всегда в войне поступки, с 1771 году, уравнением с армейскими полками чинами, достоинством и жалованьем награждены. Число ж комплектное сего полку состоит в 500 рядовых Козаков, при одном полковнике и надлежащем числе штаб-, обер- и унтер-офицеров, со всеми надлежащими к нему чинами. Оный вымуштрован в военной экзерциции весьма изрядно и отменно от нерегулярных Козаков, а комплектуется своими козацкими детьми.

Об обычаях оных слободских и чугуевских народов

Что касается до природы, языка, обычая, жительства, обрядов поведения и одеяния, в том слободские жители обоего пола никакой от малороссийских народов отмены не имеют, кроме служащих гусарами в нынешних гусарских полках, их гусарского мундира. А чугуевцы почти еще все калмыцкого лица и знающи российского и калмыцкого языка. Впрочем поведения совсем козацкого, и носят платье такое ж, как донские козаки, точию в устройстве и регулярстве полковом весьма порядочны и обмундированы, хотя по козачьему, но с изрядством."


P.S. В том, что "в архивных документах до начала XX веке село фигурирует как Молодовое, но позже, вопреки правилам русского языка, преобразовывается в Молодовая" ничего удивительного нет, на мой взгляд. Просто, чиновники сначала писали название так, как считали правильным, а потом кто-то объяснил, что это ж первоначально "слобода Молодовая". Отсюда и название. Которое правилам русского языка совсем не противоречит. На картах 19-го века многие населённые пункты названы так, как картографам казалось правильным. :-)


Tags: история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 91 comments

Recent Posts from This Journal