dralexandra (dralexandra) wrote,
dralexandra
dralexandra

Category:

Крокодилы из Третьей псковской летописи

Вчера поинтересовалась, что там за история вышла у Ивана Грозного с сыном, в самом ли деле он его убил. Оказалось, науке это доподлинно неизвестно. Скорее да, чем нет.
Но случайно попался на глаза лист Псковской третьей летописи, а именно так называемого Архивского второго списка. Признаться, я немало удивилась.



Перевод на современный русский не нашла, но, скорее всего, означает запись примерно следующее:

В году 1581-м. В Новгороде соорудили земляную крепость. В том же году вышли из реки лютые звери крокодилы и никто не мог ни подойти к реке, ни проплыть. Многих людей крокодилы съели [или покусали, не знаю]. Люди ужасались и молились богу по всей земле. Потом крокодилы спрятались, а некоторых из них убили.

Не совсем ясно, какая река имеется в виду - Волхов, так как речь поначалу шла о Новгороде, или Великая, протекающая в Пскове - летопись-то псковская. В любом случае, происшествие описано, согласитесь, нетривиальное.
Иносказание? Совсем не похоже.

Вспоминается вопрос, которым задался И.Н.Данилевский: "Когда современный исследователь берет в руки древнерусский источник, перед ним неизбежно должен встать вопрос: насколько адекватно он может воспринимать текст, созданный практически тысячелетие назад?"
В данном случае, текст написан менее 450 лет назад и всё равно совершенно не ясно, как его следует воспринимать...

Источник: Псковские летописи. Выпуск 2. М.: Издательство АН СССР, 1955. — 370 с.

P.S. Оказывается, Борис Александрович Рыбаков (1908 — 2001) — советский и российский археолог, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси. Академик РАН (1991; действительный член АН СССР с 1958 года). Один из самых влиятельных деятелей советской историографии считал описанное в летописи происшествие абсолютно реальным, вместо того, чтоб задаваться всякими глупыми вопросами.
В своей книге "Язычество Древней Руси", вышедшей в 1987 году в издательстве "Наука" он писал следующее:

"Представляет интерес реальный прообраз священного ящера, подводного бога, которого новгородцы XVII в. называли «коркодилом». Современная зоология плохо помогает нам в поиске прообраза ящера, но если мы обратимся к «Запискам о Московии» С. Герберштейна, написанным в первой половине XVI в., то найдем там искомое в разделе о Литве:

«Там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома, как бы пенатов, каких-то змей с четырьмя короткими лапами на подобие ящериц с черным и жирным телом, имеющих не более 3 пядей (60—75 см) в длину и называемых гивоитами. В положенные дни люди очищают свой дом и с каким-то страхом, со всем семейством благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище. Несчастья приписывают тому, что божество-змея было плохо накормлено».

Вот такие реальные земноводные, являвшиеся объектом домашнего культа, и могли быть исходным материалом для образа более значительного бога озера, реки или всего подземно-подводного мира.
Рассказ австрийского посланника о ящерах не является выдумкой — в том же XVI в. его подтвердил псковский летописец:
«В лета 7090 (1582) ... Того же лета изыдоша коркодили лютии зверин из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ужасошася людие и молиша бога по всей земли. И паки спряташася, а иних избиша».
Здесь речь идет не о прикормленных к дому обожествленных «гивоитах» («живоитах»), а о реальном нашествии речных ящеров."


Tags: история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments