dralexandra (dralexandra) wrote,
dralexandra
dralexandra

Categories:

Istanbul. Малая Айя-София и цистерна Базилика

В Стамбуле меня, естественно, немало интересовало то, что сохранилось в нём от Константинополя.
Про Айя-Софию уже писала. После неё пошла посмотреть так называемую цистерну Базилика и малую Айя-Софию, то есть, церковь святых Сергия и Вакха.

Цистерна Базилика - подземное хранилище воды объёмом почти сто тысяч кубометров, которое начали строить в третьем веке при императоре Константине на месте сгоревшей базилики Святой Софии, отчего оно так и называется. Переделано и увеличено оно было двести лет спустя, при императоре Юстиниане. Водой наполнялось по акведукам, проведенным от источников, находящихся в 19-и километрах, и служило стратегическим резервом воды на случай осады города, пересыхания источников в случае сильной засухи или разрушения акведуков землетрясением. На сегодня в Стамбуле найдено более сорока древних подземных цистерн, но эта - самая большая и совершенная.
Уже года три в цистерне Базилика ведутся реставрационные работы, как и во многих других старинных зданиях и сооружениях Стамбула: часть помещения отгорожена ширмами, за которыми стучат молотки, вода слита, а плававшие в ней карпы переселены в какой-то бассейн или, просто, отправились на рыбный рынок. Но даже в таком виде цистерна выглядит чрезвычайно впечатляюще.



После первого "Ух ты! Ну ничего себе!" идеальные колонны с резными капителями, конечно, вызывают недоумение - зачем их делали для технического сооружения? Потом замечаешь странности - они подобраны более-менее по толщине и высоте, но - разные. Оказывается, большинство археологов считают, что из 336 колонн только немногие изготовлены специально для цистерны, а остальные привезены из разобранных античных храмов и дворцов или разрушенных по каким-то причинам более новых зданий.
Знаменитая "плачущая колонна", например, взята из разрушенной землетрясением триумфальной арки, построенной в четвёртом веке при императоре Феодосии, обломки которой можно увидеть неподалёку.

2


Ещё более знамениты головы Медузы Горгоны, находящиеся в основании двух колонн. Одна из них перевёрнута (сейчас на реставрации) а другая - лежит на боку. Для туристов такое положение объясняют желанием строителей защитить себя и других от убийственного взгляда Медузы, но вряд ли они знали древнегреческую мифологию, а тем более - принимали её всерьёз. Просто, положили как было удобнее, чтоб увеличить высоту не совсем подходящей колонны. Но барельефы, и правда, хороши, на наш современный взгляд.
В этом углу довольно темно, так что пришлось подсвечивать фонариком на телефоне.
3


Малая Айя-София находится на юге старой части голода, недалеко от стены, некогда защищавшей Константинополь и Стамбул со стороны Мраморного моря. Построена в 527—529 годах, на 10 лет раньше большой и, скорее всего, теми же архитекторами - Исидором Милетским и Антемием Тралльским.
Как считается, она послужила прообразом для главного собора Константинополя, отчего церковь так и прозвали, хотя во времена Восточной Римской империи она называлась церковь святых Сергия и Вакха.
4


5


Не все согласны с тем, что малая Айя-София похожа на большую. На мой взгляд, всё-таки, похожа. Но не как уменьшенная копия или макет, а как младенец на взрослого человека: есть почти всё то же самое, но меньше и пропорции отличаются.
6


Сейчас это действующая мечеть, которая так и называется Küçük Ayasofya Camii, то есть - мечеть Малая Айясофия.
7


8


Это минбар - кафедра, с которой имам читает проповеди по пятницам, праздникам или в связи с какими-то значимыми событиями. Пророк Мухаммед и три первых халифа довольствовались минбаром с двумя ступеньками, но потом их количество почему-то увеличилось.
9


Слева от минбара должен находиться михраб - обращённая в сторону Мекки ниша, в которой имам мечети молится во время намаза. Но здесь ввиду неподходящего устройства здания их пришлось разнести и михраб находится в глубине нефа, который, к тому же, направлен явно не на Мекку, а на Анкару и Тегеран. :-)
10


11


12


13


На некоторых резных капителях, вероятно, были какие-то христианские символы, разбитые в более суровые времена.
14


15


В мечетях часто есть место, где можно посидеть, почитать Коран или литературу об исламе. Здесь книг как-то мало, поэтому шрифт на переплёте вот той, красненькой, сразу бросается в глаза.
16


17


Через день я выкроила время, чтоб посетить Фанар. Найти его, как ни странно, оказалось непростой задачей. Но об этом в следующий раз.


Tags: Стамбул, фотоотчеты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments