dralexandra (dralexandra) wrote,
dralexandra
dralexandra

Categories:

Istanbul. Дворец Топкапы

Топкапы́ был главным дворцом Оттоманской империи со времён султана Мехмеда II Завоевателя на протяжении почти четырехсот лет, пока в 1854-м году султан Абдул-Меджид I не переехал в новую резиденцию — дворец Долмабахче, построенный в почти европейском стиле.
"Топкапы́" переводится как «Пушечные ворота» - каждый раз, когда султан въезжал во дворец или покидал его, стража палила из пушек. Довольно странный обычай, но знаю, что, как минимум, в Харькове приезд особ императорского дома тоже приветствовали орудийными залпами до конца 18-го века. Кроме того, как писал Квитка-Основьяненко, "в каждое торжество, при открытии заздравного кубка, пальба из городских пушек от 21-го даже до 101-го выстрела, смотря по предмету торжества". Император Павел узнал о такой вольнице и "губернатору предписано было все пушки, какие есть в Харькове, годные и негодные к употреблению, прислать в назначенный завод, а порох также сдать артиллерийскому начальству".
В середине 16-го века, при Сулеймане Великолепном, дворец Топкапы был перестроен по просьбе его жены Хюррем, более известной в наших краях как Роксолана. Тогда во дворец был перенесён гарем, находившийся ранее за его пределами, где сейчас Изразцовый павильон археологического музея. Потом Сулейман вообще распустил гарем, оставив себе одну жену - Роксолану. Дело, по тем временам, неслыханное. Тем более, что она была поначалу простой наложницей - 15-летней русинкой, захваченной татарами при набеге на территории нынешней Западной Украины и подаренной 25-летнему сыну тогдашнего султана Сели́ма Яву́за (Грозного) как красивая игрушка. По правилам двора, он и жениться-то на наложнице был не должен, но кто осмелится возразить султану?

Честно говоря, я не поняла, почему султаны продолжали жить во дворце Топкапы аж до середины 19-го века. Он довольно скромный и морально устарел, минимум, лет за сто до этого. Возможно, правда, он выглядел по-другому, когда там шла обычная жизнь, а не ходили толпы туристов со всего света. К тому же, собственно покои султанов, если не ошибаюсь, по сей день закрыты для посещения.

Нет, снаружи постройки выглядят вполне симпатично.



2


3


4


5


6


7


8


Обратила внимание, что почти все туристы фоткают на телефоны. Людей с фотоаппаратами можно увидеть редко. Обычно это европейцы в возрасте около сорока и старше. Я со своей зеркалкой Pentax и немаленьким трэвел-зумом неожиданно выглядела чуть ли не как фотокорреспондентка.
9


Это - библиотека. Построена около 1725-го года, но вовсе не для султана и его детей, а для учеников дворцовой школы Эндерун - пансиона для детей обращённых в мусульманство христиан. В него набирали ежегодно 3000 мальчиков и юношей в возрасте от 8 до 20 лет, по одному из каждых 40 христианских семей Румелии (Балкан).
10


Во дворец, конечно, имели доступ не все ученики. Надо думать, эта восковая фигура изображает одного из них.
11


А это, наверно, учитель.
12


13


14


Витражи мне всегда очень нравились. У мусульман они тоже красивые.
15


С системами отопления во дворце не заморачивались. Везде - самые простые камины, представляющие собой, по сути, место для костра с вытяжкой.
16


17


В отличие от археологического музея Стамбула, здесь запрещено снимать экспозиции даже без вспышки. За этим следят охранники. Но я всё-таки не удержалась и несколько раз нарушила запрет.
В павильоне часов - неудачно, со смазом (там изрядно темно). Но всё-таки покажу карманные часы 17-го века. Это при том, что рядом стоят напольные, с маятником, которые делали почти что одинаково с 16-го века по конец 19-го. То есть, техническая возможность миниатюризации появилась лет на двести раньше, чем возможность наладить серийное производство и удешевить изделия. А может, просто не хотели?
18


Красиво украшенные ружья и в середине 19-го века продолжали делать по старым образцам, хотя уже появлялось стрелковое оружие, похожее на современное, а на верфях строили броненосцы с паровой машиной.
19


Стенд с трофеями многочисленных войн Оттоманской империи (здесь её не называют Османской).
20


Всеобщее внимание привлекают венгерские мечи 14-го века немыслимых размеров. Самый большой - метра два с половиной длиной. На почве таких мечей придумана целая конспирологическая теория про великанов, но мне они показались какими-то нефункциональными. Подозреваю, что и в лучшие свои времена они использовались для украшения замков, а не по прямому назначению.
21


В бывших кухнях дворца, где готовилась еда для больших приёмов, тоже выставлено много всего интересного - посуда, начиная от японского фарфора 13-го века и т. д. Посмотреть, однозначно, стоит, но если вы не историк, то больше четырёх часов в музее едва ли продержитесь. Я под конец устала от впечатлений и поняла, что внимание рассеивается.

Наконец, гарем - дом, в разных частях которого жили сам султан, его мать, жёны и наложницы. Там частично сохранилась обстановка и вот она мне показалась какой-то не очень комфортной.
22


Разве что центральная зала ничего так, но она, наверно, в конце 18-го - 19-м веке оформлена, судя по стилю.
23


24


25


Хамам. То есть - баня.
26


27


Туалет.
28


Кухня.
29


Коридоры. Интересно, они и в лучшие времена примерно так выглядели?
30


31


Tags: Стамбул, фотоотчеты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

Recent Posts from This Journal