Так что, после посещения большой и малой Айя-Софии, Фанара, болгарской железной церкви святого Стефана, я отыскала на карте музей Хора (он же - музей Карие) и направила к нему свои стопы.
Надо сказать, что музей это - только по статусу, а не в привычном смысле - со стендами, экспонатами и поясняющими табличками. По сути, это византийская церковь, построенная в 11-м веке, украшенная мозаиками и фресками около 1320-го года и переделанная в мечеть после завоевания Константинополя Оттоманской империей. Отличает её от других то, что при переделке строители поленились сбивать все неугодные Аллаху изображения и около половины просто заштукатурили. Во время реставрационных работ 1948 года мозаики и фрески были обнаружены, и власти новой, светской (относительно, конечно) Турции решили превратить бывшую мечеть Карие в музей. Благо, более новых и просторных мечетей в округе достаточно. В результате мы можем любоваться отличным образцом т. н. Палеологовского возрождения.
Снаружи церковь не так уж примечательна:
Но я её и такой не видела: сейчас она на реставрации - в лесах и накрыта большой временной крышей. Поэтому пришлось, вопреки обыкновению, взять фотографию в интернете.
Внутри реставрация завершена. Нельзя попасть только в часовню, где, судя по описаниям, есть очень интересные фрески.
Первым делом входящие видят Христа Пантократора, или Спаса Вседержителя, как у нас обычно говорят.
2
Здесь он сильно отличается от изображения на иконах, которые можно обычно видеть в церковных лавках.
3
В более поздней традиции Господь, похоже, куда более милосерден. У византийцев же Пантократор - настоящий Царь и Судья.
Византийские храмы, как и нынешние православные, состояли, минимум, из двух частей:
Нао́с (греч. ναός — храм, святилище) — центральная часть под главным куполом, где проводили службы и читали проповеди.
Нартекс (гр. νάρθηξ — ларчик, шкатулка) - у нас его называют притвором.
Но это очень старая церковь, поэтому в ней есть ещё одна часть - экзонартекс, внешний притвор.
Когда в мечеть переделывали наос, прорабом был, наверно, очень набожный мусульманин. Поэтому почти все мозаики там качественно сбиты до кирпича.
4
Но потом его, видно, уволили за срыв сроков и кое-что-осталось даже в наосе.
Одигитрия. То есть, указующая Путь, путеводительница. Богоматерь с младенцем Иисусом.
Честно говоря, меня всегда удивляло, что на этих иконах у младенца - лицо юноши. А здесь ещё и ноги взрослого человека приделали...
Я понимаю, что как-то не с руки изображать Бога-сына пускающим слюни. Но многие дети месяцев с шести уже способны состроить такую умную и серьёзную физиономию, будто знают всё на свете и сейчас что-то скажут, даже жутковато становится. Почему бы таким младенца Иисуса не изобразить?
5
Успение Богородицы. Тут очень сложная символика. Знаю только, что над телом стоит Христос в окружении ангелов. Младенец, которого он держит на руках, олицетворяет чистую и непорочную душу усопшей.
6
Это шестикрылое создание - серафим. Один из ангелов, наиболее приближённых к Богу.
Почему шесть крыльев?
Из книги пророка Исайи:
"В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм.
Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал."
В книге Исход Бог говорит Моисею: "лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых." Ангелы, как будто, бессмертны, но почему-то им тоже нельзя смотреть на Бога.
7
В экзонартексе и нартексе большинство мозаик более-менее сохранились.
Экзонартекс посвящен жизни Иисуса Христа, а нартекс - Богородице.
Предки Христа от Адама до Иакова. В нижнем ярусе - 12 сыновей Иакова, родоначальники 12-и колен Израилевых.
8
9
Это всё было очевидно, а остальное - не совсем. Тем более, что в мозаиках представлены, в том числе, сюжеты из Евангелий, считающихся теперь апокрифическими.
Поэтому назову только то, что легко узнала. Возможно, читатели, которые знают Евангелия лучше, смогут дополнить.
10
11
Тут догадаться нетрудно: это первое чудо, совершённое Иисусом Христом - претворение воды в вино на свадебном пиру, когда всё запасённое вино было выпито, а гостям хотелось ещё. :-)
12
Судя по наполненным плетёным сосудам - чудо умножения хлебов. "Когда после казни Иоанна Крестителя Иисус уходил в пустыню, толпа последовала за Ним. Христос проповедовал до позднего вечера, и ученики, у которых с собой было всего пять хлебов и две рыбы, стали просить Его отослать назад собравшихся людей, так как им было нечем их накормить. Иисус же попросил принести Ему этот скудный запас еды, пригласил собравшихся сесть, благословил пять хлебов и две рыбы и велел апостолам раздать угощение. Чудесным образом все насытились, и еще осталось двенадцать корзин еды."
13
Такие иконы называют Де́исус. Здесь изображены только Иисус и Богоматерь в молитве заступничества, но обычно присутствует и Иоанн Креститель. Слева внизу - точно не он.
14
15
16
17
Не иначе, как исцеление женщины, 12 лет страдавшей кровотечением. Она верила, что исцелится, если сможет коснуться Его одежды. Протиснулась через толпу, коснулась и исцелилась. Изображать толпу художник, наверно, поленился. :-)
18
Скорее всего, исцеление тёщи Симона (впоследствии - Петра). Кто знает, был ли Симон так уж благодарен за это своему учителю...
19
20
Исцеление больных.
21
22
23
24
25
26
27
Рождество Богородицы.
28
29
30
Пишут, что здесь изображён Феодор Метохит, подносящий в дар Христу обновлённый храм Хора. Все мозаики и фрески созданы по его заказу.
Это распространённый сюжет в византийских храмах. В Айя-Софии есть мозаика, где собор преподносит Богородице император Юстиниан.
31
32
33
34
35
Рождество Христово. Слева внизу новорождённого Иисуса собираются купать.
36
37
38
39
Конечно же, здесь фото далеко не всех мозаик и фресок, что есть в церкви: я фотографировала только хорошо сохранившиеся, а потом ещё и отобрала более-менее удачные снимки - в церкви темновато для моего старенького фотоаппарата с тревел-объективом.
Церковь Хора произвела на меня большое впечатление и я решила непременно посмотреть ещё и музей мозаики. Забегая вперёд, могу сказать, что его экспонаты вызвали у меня изрядный когнитивный диссонанс. :-) Но об этом - позже.