dralexandra (dralexandra) wrote,
dralexandra
dralexandra

Categories:

Об этически допустимых способах протеста

Наблюдая события последних лет, я пришла к выводу, что, с точки зрения этики, допустимы только такие способы протеста, когда протестующие не подвергают опасности никого, кроме самих себя.
В Украине этот принцип сначала был нарушен в Киеве, на Майдане, когда 19 февраля 2014-го со сцены призывали киевлян прийти на площадь в как можно большем количестве, потому что... "беркутовцам" выдали оружие.
Дальше - больше. В Киеве сочувствующие "майдану", хотя бы, сами пришли и некоторые полегли потом под огнём "неизвестных снайперов". А на Донбассе решившие "подняться и взять в руки оружие", по сути, взяли в заложники несколько миллионов людей, не спрашивая, хотят они этого или нет. Тем более, не спрашивали об этом российские добровольцы, "отпускники" и "ихтамнеты".

Пример того, как допустимо протестовать, если уже совсем невмоготу, дал сегодня уважаемый российский учёный Альберт Разин:

"Кандидат философских наук, заслуженный деятель науки Удмуртии и защитник малых народов Альберт Разин совершил самосожжение перед входом в здание госсовета республики. По словам очевидцев, мужчина пришел с плакатом, на котором была написана цитата из стихотворения дагестанского поэта Расула Гамзатова "И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть".
...
Альберт Разин - один из создателей Лаборатории национальных отношений Удмуртского государственного университета (УдГУ), был директором Института человека УдГУ до практически полного сокращения штата сотрудников. В последние годы Разин работал в Союзе ученых Удмуртии. Он также долгие годы был активистом удмуртского национального движения "Удмурт Кенеш" и придерживался порой "весьма радикальных взглядов", сообщил изданию один из участников движения Владимир Байметов."







В Бизнес-газете пишут:
"К зданию Госсовета Разин пришел не только с плакатом, но и двумя письмами. Одно из них, адресованное депутатам Госсовета Удмуртии, он и его помощники раздавали на улице. «Удмуртский этнос исчезает. В ваших силах спасти его», — такой призыв проходит лейтмотивом через все 8 страниц печатного текста. В письме ученый вспоминает, что, согласно переписи 1929 года, все удмурты владели родным языком, на котором велась не только документация, но и преподавались предметы в школах. «Такова была ленинская национальная политика. Но Сталин отошел от нее и пошел по пути русификации, удмуртский перешел в разряд „кухонных“, „второстепенных“ языков», — пишет он. Далее Разин утверждает, что сейчас эта пагубная политика продолжается, а в результате только треть удмуртов владеют родным языком. Ученый категорически не соглашается (и надеется, что любой здравомыслящий человек его поддержит) с изменениями в законе «Об образовании», которые сделали изучение национальных языков необязательным. С его точки зрения, такой шаг противоречит Конституции РФ. «Этих аргументов уже достаточно, чтобы сказать: стоп! Чтобы не допустить правового нигилизма, произвола», — подчеркивает Разин.

Что же делать? На этот вопрос Разин также сам отвечает. Например, предлагает вернуть обязательное изучения удмуртского языка в школах и детсадах, а при поступлении в вузы разрешить вместо экзамена по русскому и литературе выбирать изложение на удмуртском языке. Помимо этого, советует перенимать опыт Татарстана и Башкортостана и ввести круглосуточное теле- и радиовещание на удмуртском языке, а также дублировать на нем вывески с названиями улиц. Также среди предложений ученого — прекратить выставлять лапти в качестве удмуртского бренда, поскольку «древние удмурты жили богато, в лаптях не ходили», а заодно возрождать деревню, в Москву направлять лишь треть налогов.
...
Второе письмо Разин адресовал депутатам Госдумы от Удмуртии и председателю Госсовета УР Алексею Прасолову, в котором задается вопросом: «Есть ли у меня Отечество?» В нем он решает просветить парламентариев, кто же такие удмурты и чем они отличились от других этносов. Далее следует блок с претензиями к каждому из депутатов. Например, Игорю Сапко Разин припоминает случай, когда тот в бытность мэром Перми предлагал присоединить к краю Удмуртию, а Прасолова упрекает в том, что не принял и не дал высказаться. В письме ученый предрекает, что все империи обречены на распад, и призывает элиту России и Удмуртии присмотреться к опыту решения национального вопроса в Финляндии, Швейцарии и других странах.

Разин был одним из тех ученых, кто в июне прошлого года обращался к Госсовету Удмуртии, требуя не поддерживать законопроект о добровольном изучении родных языков в школах. «Это прямой путь к исчезновению родного языка, снижению этнического самосознания и ликвидации этнокультуры. Появление данного законопроекта свидетельствует о негативных симптомах в национальной политике нашего государства, о возрождении имперского менталитета», — писали тогда ученые клуба «Тодосчи».


Привлёк Альберт Разин внимание к проблеме уничтожения удмуртского языка и этноса, негативным симптомам в национальной политике России, возрождению имперского менталитета? Несомненно. Подвергал ли он опасности кого-то и унёс с собой из жизни? Нет.
Если эта проблема волнует достаточно большое число людей, мы увидим митинги и прочие акции протеста. Может, и самосожжения. Массовое голосование за кандидатов в местные органы власти, разделяющих такие взгляды, наконец. А если всех всё устраивает в этом плане и люди видят проблемы совсем в другом, то не увидим... Для того и демократия придумана, по большому счёту.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 308 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →