Восточная Римская и Оттоманская империя были огромны, и всё интересное, что обнаруживалось на их окраинах, свозили в столицу, да и на территории нынешней Турции в древности было немало цивилизаций, так что и современным археологам там ещё копать и копать.
Барельефы, украшавшие дорогу к храму Мардука в Вавилоне, построенную при Навуходоносоре II, около 2600 лет назад.
Львы.
1
Быки.
2
Сирруши.
3
Использую множественное число, так как этих барельефов было около 600 и все они одинаковые - каждая плитка изображения изготавливалась в почти двухстах экземплярах. Серийное производство.
Гудеа правил в шумерском городе Лагаше около 4200 лет назад. Как видим, реалистическое искусство было у шумеров в чести.
4
Обычай устанавливать статуи львов у входа во дворец был ещё в Сиро-Хеттских царствах. Этому льву около 2800 лет. На мой взгляд, скульптор и не стремился создать реалистичный скульптурный портрет, это умелая стилизация.
5
Знатные хетты 2900 лет назад, похоже, имели обыкновение пить вино, сидя на стульях у столика вполне современного вида. У персонажа справа в руке, правда, не чаша, а какой-то музыкальный инструмент типа погремушки, скорее всего. Может, тогда тосты под такой аккомпанемент произносили?
6
Правитель Тианы просит хорошего урожая у бога дождя и грома Тархунза.
7
Хеттская иероглифическая письменность расшифрована. Здесь описаны славные деяния правителя Урхилина и его сына.
8
Медицинский рецепт, выписанный в древнем Вавилоне. А некоторые ещё жалуются на почерк врачей...
9
Ашшурнасирапал II, правитель Ассирии в 884—859 годах до н. э. демонстрирует наручные часы. Возможно, подарок какого-то бога.
10
Его преемник Шалманесер III, правивший Ассирией в 859–824 гг. до н.э. старался, наверно, быть ближе к народу - не стеснялся ходить босиком.
11
Основание колонны.
12
Бусы, изготовленные в Вавилоне 2700 лет назад, и сейчас смотрелись бы вполне органично на витрине ювелирного магазина.
13
Как и ассирийские, которым больше трёх тысяч лет.
14
Древнеегипетский стиль не спутаешь ни с каким другим.
15
16
Искусство римского периода представлено, в основном, саркофагами, которые богатые римляне имели обыкновение заказывать лучшим скульпторам, находясь ещё в добром здравии. Но в зале, где они экспонируются, настолько темно, что удалось сделать лишь несколько фотографий.
Тесалоники (Салоники), второй век. В саркофаге нашёл покой какой-то эпикуреец, надо полагать. Ума не приложу, каким образом грекам пришло в голову изображать маленьких деток, предающихся любовным играм и злоупотребляющих вином... Между тем, сюжет очень распространённый.
17
Фрагмент саркофага, найденный на Крите. Тоже второй век. Даже приблизительно не представляю, что могла означать такая сцена в то время и в том месте.
18
19
20
21
22
23
23
24
Тиберий, и прада, был несимпатичным человеком.
25
Флавий Аркадий, император Восточной Римской империи в 395—408 годах, как написано на табличке. А его жена, Элия Евдоксия, выглядела так. Историки их не перепутали, случайно?
26
Мозаики, украшавшие во втором веке пол дворца какого-то вельможи на острове Истанкёй (Кос).
27
28
Как и в Большом (Святом) дворце тут тоже изображены животные, но всё очень мило, никто никого не терзает.
Замечательный фрагмент настенной мозаики третьего века из Береджика.
29
Эти экспозиции находятся в двух меньших знаниях музея. А главный корпус, по стамбульскому обыкновению, закрыт на реставрацию.
30
Но мне попадался на глаза комментарий в интернете, автор которого утверждал, что в него есть секретный вход, надо только пройти вдоль забора и повернуть налево. Забора я не обнаружила, но у входа стоял большой щит, на котором было вполне понятно показано, как к этому входу пройти, что я и сделала. Там не было ни кассы, ни турникета, я только показала охраннику музейную карту. К моему удивлению, на двух этажах большого здания, кроме меня, бродил только один посетитель, судя по внешности - скандинав. Видимо, схемы и инструкции не смотрят не только у нас.
Правда, совсем уж дилетантам здесь не особо интересно. В основном, представлены коллекции стекла и керамики.
Но я, хоть и не специалист, зависала там почти до закрытия.
Стеклянные изделия начала нашей эры.
31
32
33
34
35
36
Керамика гораздо древнее.
Кипр, более трёх тысяч лет назад.
37
Тоже Кипр, 1900-1650 годы до нашей эры.
38
39
40
41
Кипр, 2300-1900 годы до нашей эры. Кувшины удивительно удобные, кстати: ими можно быстро набрать воду из ручья и льётся из этого носика не расплёскиваясь.
42
Т.н. классический период Кипра - 475-325 годы до нашей эры.
43
44
45
46
Делали на Кипре и статуэтки, изображающие людей.
47
Анатолия, 3000-1900 годы до нашей эры.
48
49
Троя, 2500-2300 годы до нашей эры. У троянских сосудов форма необычная, но всё-таки я не видела таких, о назначении которых невозможно догадаться, что не редкость для трипольской керамики.
50
И, наконец, великолепные краснофигурные и чернофигурные вазы, созданные на территории Сирии около пятого века до нашей эры.
51
52
Рядом с музеем находится очень симпатичный парк Гюльхане.
53
54
Предыдущие части:
1. Айя-София.
2. Малая Айя-София и цистерна Базилика.
3. Фанар и железная церковь.
4. Большой круиз по Босфору.
5. Дворец Топкапы.
6. Мечеть Сулеймание.
7. Музей Хора.
8. Музей мозаики.