При этом из обязательной части в вариативную были перенесены такие науки как физика, химия, биология, география, информатика – согласно документу, они будут необязательны для изучения в старших классах в таком объеме, как сейчас.
Вместо алгебры и геометрии, на которые раньше выделялось по 4 часа в неделю для 10 классов и по 5 часов – для 11 классов, будет объединенный курс «Математика», на который предусмотрено лишь 3 часа в неделю.
Основы естественных наук школьникам будут преподавать в рамках так же объединенного курса «Человек и природа», на изучение которого отводится 3 часа в неделю.
Объединяют в один курс историю Украины и всемирную историю (в сумме – 2 часа в неделю против 2,5 часов на два предмета в сумме ранее), а также украинскую и мировую литературу (тоже 2 часа в сумме против четырех часов ранее).
Зато увеличивается время на занятия физкультурой – на нее отводится 3 часа в неделю вместо двух."
Источник.
Что интересно, в цикл выборочно-обязательных предметов (один из которых непременно надо выбрать), согласно проекту Минобразования, входят "Информационно-коммуникационные технологии", "Технологии" (?), "Искусство", "Художественная культура" (?), "Экономика", "Экология", "Психология", "Философия", "Правоведение" и "Язык национального меньшинства". То есть физики, химии, биологии, географии, не говоря уж об астрономии и черчении, нет и в этом перечне. Их можно вообще не изучать.
Комментарий в ФБ киевского политолога Константина Бондаренко, руководителя фонда "Украинская политика":
"Німці у сфері освітніх технологій випередили час на 75 років!
У 1942 році нацистський окупаційний режим встановив освітні програми для окупованих територій, згідно з якими у школах для вивчення залишалися лише сім предметів: рідна мова, німецька мова, арифметика, географія, природознавство, праця і фізкультура. Співи, чистописання та малювання було включено до курсу рідної мови. Замість літератури і історії факультативно запроваджувалися уроки релігії. На природознавстві рекомендувалося "вивчати тих тварин, рослини та явища природи, з якими дітям доводиться мати справу у повсякденному житті". Арифметика мала зосередитися на чотирьох арифметичних діях, навчити користуватися рахівницею та дати уяву про землемірні роботи.
Українське Міністерство освіти лише у 2017 році досягло того методичного рівня, який у 1942 році пропонували німецькі педагоги. Пройшло 75 (!!!) років, і от рекомендована МОН система навчання скоротила кількість обов'язкових для вивчення предметів у старших класах до 9 - українська мова, література (українська та зарубіжна література), іноземна мова, історія, людина і суспільство, математика, людина і природа, фізкультура, захист Вітчизни.
Є деякі полегшення порівняно з суворим нацистським режимом. Скажімо, навчальні плани 1942 року передбачали, що у 3 класі кількість обов'язкових навчальних годин становила 24 на тиждень, а у 4 класі - 26 на тиждень. У 2017 році обов'язкова програма передбачає 20,5 годин у 10 класі і 18,5 годин у 11 класі. Однозначно прогрес!
Щодо оплати праці вчителів - у 1942 році передбачалося, що вчитель у школах на окупованій території мав отримувати еквівалент зарплати радянського вчителя, встановлений Наркомпросом у 1941 році (базова ставка - 500 карбованців при навантаженні у 30 годин і більше, плюс надбавка за стаж - від 10 до 50%, плюс за посаду і т.д.). Тут українська освітня система давно пішла шляхом тотального демонтажу нацистських та комуністичних пережитків.
Тому можна лише подякувати нашому мудрому міністерству освіти і виразити впевненість у тому, що і в інших галузях ми досягнемо не менших висот і здобутків, а також європейських стандартів - нехай навіть зразка 1942 року."
Если на русском:
Немцы в сфере образовательных технологий опередили время на 75 лет!
В 1942 году нацистский оккупационный режим установил образовательные программы для оккупированных территорий, согласно которым в школах для изучения оставались лишь семь предметов: родной язык, немецкий язык, арифметика, география, природоведение, труд и физкультура. Пение, чистописание и рисование были включено в курс родного языка. Вместо литературы и истории факультативно вводились уроки религии. На естествознании рекомендовалось "изучать тех животных, растения и явления природы, с которыми детям приходится иметь дело в повседневной жизни". Арифметика должна была сосредоточиться на четырех арифметических действиях, научить пользоваться счетами и дать представление о землемерных работы.
Украинское Министерство образования только в 2017 году достигло того методического уровня, который в 1942 году предлагали немецкие педагоги. Прошло 75 (!!!) лет, и вот рекомендованная Министерством образования и науки система обучения сократила количество обязательных для изучения предметов в старших классах до 9 - украинский язык, литература (украинская и зарубежная), иностранный язык, история, человек и общество, математика, человек и природа, физкультура, защита Отечества.
Есть некоторые послабления по сравнению с суровым нацистским режимом. Скажем, учебные планы 1942 года предусматривали, что в 3 классе количество обязательных учебных часов составляло 24 в неделю, а в 4 классе - 26 в неделю. В 2017 году обязательная программа предусматривает 20,5 часов в 10 классе и 18,5 часов в 11 классе. Однозначно прогресс!
Относительно оплаты труда учителей - в 1942 году предполагалось, что учитель в школах на оккупированной территории должен получать эквивалент зарплаты советского учителя, установленной Наркомпросом в 1941 году (базовая ставка - 500 рублей при нагрузке в 30 часов и более, плюс надбавка за стаж - от 10 до 50%, плюс за должность и т.д.). Здесь украинская образовательная система давно пошла по пути тотального демонтажа нацистских и коммунистических пережитков.
Поэтому можно только поблагодарить наше мудрое министерство образования и выразить уверенность в том, что и в других отраслях мы достигнем не меньших высот и достижений, а также европейских стандартов - пусть даже образца 1942 года.